Описание
Помимо уже рассмотренных двух полюсов понимания любви существуют "компромиссные" подходы, позволяющие объединить преимущества и сгладить недостатки такого "черно-белого" взгляда на любовь. Идея в том, чтобы не делить человека на тело и душу, а рассматривать его как единое целое. Аналогично и любовь несет разные составляющие, оставаясь при этом единым чувством. В современной психологии принят следующий подход, который до определенной степени позволяет примирить сторонников "земной" и духовной любви. Чувства, эмоции, весь духовный мир человека рассматривается, как реальность, подчиняющаяся определенным законам и познаваемая научными методами. Однако эта психологическая реальность не сводима только к физиологии и инстинктам, хотя и связана с ними. Таким образом, любовь – очень сложное и многогранное явление, но она все-таки может быть предметом исследования. Одними из первых на многогранность любви обратили древние греки. Для того, что мы называем одним словом “любовь”, у греков существовало целых 4 слова: “эрос”, “агапэ”, “филия”, “сторге”. И еще пятое – “эпитумия” для обозначения сильного желания, страсти. У многих “исследователей” есть соблазн “расставить все по местам”. Дескать, эрос – это та самая земная, сексуальная любовь, агапэ – духовная, жертвенная любовь, бескорыстная самоотдача, растворение любящего в заботе о любимом, а филия и сторге – нечто промежуточное. Есть другое мнение, которого придерживаемся и мы, что все четыре слова несут очень близкие смыслы. Агапэ и филия практически взаимозаменяемы и ближе всего подходят по смылу к нашему русскому слову “любовь”. “Сторге” чаще используется для обозначения любви между родителями и детьми, членами семьи, в которой много уважения, почтительности. Но “сторге” может, хотя и редко, использоваться и как сексуальная любовь. Эросом обозначается страстная, имеющая сексуальный оттенок, но в то же время романтическая, даже сентиментальная любовь. На наш взгляд, любовь Ромео и Джульетты гораздо больше подходит под определение эроса, чем это принято считать. Но мы отвлеклись! Пример греков мы привели только для того, чтобы подчеркнуть: грани любви не так-то легко выделить, и такое выделение часто носит искусственный, притянутый за уши характер. Поэтому психологи массово избегают слова “любовь”, предпочитая эвфемизмы “эмоционально-значимые отношения”, “межличностные отношения”.
В целом большинство психологических направлений сходятся в том, что любовь – это особое сочетание желаний, мыслей, эмоций, выражающихся в определенном поведении. Важно, что любовь – это чувство, которое обязательно выражается в поступках, она направлена на кого-то, активна и деятельна. Само это сочетание внутренних переживаний и формы их проявлений очень индивидуальны. Они не заложены в нас от рождения, а формируются при жизни под воздействием самых различных факторов: наследственность, характер, детство, социальная среда, образование и т.д. Но вот в трактовке этих самых факторов предствители разных психологических течений сильно расходятся. Класический психоанализ дедушки Фрейда считает, что любовь – это преобразованное сексуальное влечение. (К слову сказать, по Фрейду сексуальное влечение лежит в основе по-краней мере половины всей психики человека.) Физиологическое сексуальное влечение не может быть выражено в явном виде, потому что социально неприемлемо. Поэтому цивилизованный мужчина не набрасывается на женщин (к чему побуждает его бессознательная часть психики), а вместо этого ухаживает за ней, проявляет заботу, совершает подвиги. Такое преобразование в психоанализе называют сублимацией. Таким образом, любовь – это всего навсего сублимация полового влечения. Форма сублимации, как правило, зависит от детских переживаний, от строгости усвоенных социальных запретов, силы влечения и способности человека примирить в себе эти две враждующие стихии. Теория объектных отношений развивает психоанализ немного в другом направлении. Любовь – это чувство, рождающееся из взаимоотношений с родителями.