Описание
О ТЕОРИИ «ШЕСТИ КОРЕННЫХ БОЛЕЗНЕЙ»
Тибетская медицина – кладезь уникальных многовековых знаний, пришедших к нам от древней Аюрведы и обогатившихся с течением времени в ареалах ее распространения.
В монгольской ветви тибетской медицины, в начале двадцатого века для успешной борьбы с болезнями, в том числе новыми,была разработана оригинальная теория о «шести коренных болезнях» (ундэhэн зургаанубшэн).
На ее основе была внедрена методика, адаптированная к современным понятиям о сути болезненных процессов, повышающая эффективность лечения, обеспечивающая надежность и повторяемость результата.
Эмчи ламами было установлено понятие о «шести коренных болезнях» как о базовых процессах, образующих в тех или иных сочетаниях самые разнообразные формы болезней. Данный способ позволяет разложить самый сложный патологический процесс на простые составляющие. На знании частных характеристик этих шести коренных болезней, их взаимовоздействии между собой и способах коррекции каждой в отдельности, составлены четкие алгоритмы лечения, предпринимаемые в отношении конкретных болезней.
Суть методики заключается в расчленении любой болезни на простые составляющие, на так называемые «шесть коренных болезней» Ветра, Желчи, Слизи, Крови, Желтой воды и Нян с точки зрения причин и условий их возникновения, их истинной природы (жара или холода) и мест локализации и пр.
Данная методика позволяет практикующим эмчи анализировать европейские нозологические формы с точки зрения тибет-монгольской медицинской системы. Теория «шести коренных болезней», таким образом, расширяет возможности интегрирования восточной медицины в европейскую, что, несомненно, взаимообогащает обе медицинские системы.
В здоровом организме субстанции Ветер, Желчь, Слизь, Кровь и Желтая вода являются своего рода совокупностями противоположностей, которые находятся в равновесии и гармоничном взаимодействии между собой и внутренними системами, которые можно назвать элементами тела (тамир и др.). В этот момент их отношения строятся как «опора и опирающиеся». Вместе с выполнением своих функций, они обеспечивают жизненной энергией внутренние органы и системы.
При неблагоприятных внешних условиях происходят избыточность, недостаточность и изменение Ветра, Желчи, Слизи, Крови, Желтой воды и Нян (его рассматриваем как дополнительный инфекционный, присоединяющийся фактор). Данный процесс приводит к нарушению равновесия, и с этого момента они взаимодействуют с элементами тела уже как «вредители – поврежденные». Возникает болезнь.
Всё многообразие различных форм болезней, так или иначе, протекает с участием именно этих шести (ближайших) причин патологии. Таким образом, на основе проявлений Ветра, Желчи, Слизи, Крови и Желтой воды, а также Нян различают «шесть коренных болезней».
Соответственно, для выравнивания дисбаланса или, другими словами, для лечения болезни, применяют средства, корректирующие патологию одной или нескольких из «шести коренных болезней». Также «Шесть коренных болезней», имея четкие различия, часто проявляются в смешанном виде, поэтому при лечении очень важно знать об их взаимовоздействии.
Характеристики «шести коренных болезней» с точки зрения причин и условий их возникновения по отдельности.
Болезни Ветра (Хий) возникают в результате его увеличения, уменьшения, или как следствие нарушения равновесия и взаимодействия с другими органами и системами. Болезни Ветра имеют общие проявления в виде головокружения, шума в ушах, нарушений сна, нарушений ритма сердца. Ветру присущи свойства легкости, неустойчивости, др. Циркулируя во всем организме, Ветер локализуется в сердце, аорте, толстом кишечнике, ушах, костях, в нервных окончаниях; обеспечивает различающую способность органов чувств.
Условиями, приводящими в движение Ветер, являются: избыток легкой и грубой пищи, такой как горький чай, сырая капуста, а также голодание, недосыпание, кровотечение, обильная рвота и по